Краткая история училища

Бугурусланское летное училище ГА создано 16 декабря 1940 года по Постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 5 ноября 1940 года № 2263-976 и Приказу Главного Управления гражданского воздушного флота № 112 от 16декабря 1940 года. Созданы 47 учебных авиаэскадрилий, из них базировавшиеся 41я в городе Актюбинске и 121я в городе Минске, явились основой будущего Бугурусланского лётного училища.

В 1943 году эти две авиаэскадрильи приказом № 034 от 02.03.1943г. начальника ГУГВФ объединены в Актюбинскую школу пилотов ГВФ. Начальником авиашколы ГВФ был назначен подполковник Калгин Виктор Семёнович. В 1943м году обучение курсантов проводилось на самолетах У-2 (По-2). В 1945 году по приказу начальника ГУ ГВФ от 05.04.1945г. № 092 авиашкола перебазировалась в город Кривой Рог на Украину. В 1947г. Начальником авиашколы назначен Герой Советского Союза гвардии майор Можейко Павел Викторович. 18 августа 1947 года Криворожская школа пилотов ГВФ переименована в лётное училище ГВФ. Приказом начальника ГУ ГВФ № 022 от 1 февраля 1950 года начальником училища назначен полковник Лазуко Василий Михеевич. С 1940 года и до 1949 года училищем подготовлено 2085 пилотов ГВФ. 18 апреля 1951 года по приказу начальника ГУ ГВФ № 0120 училище из Кривого Рога перебазируется в город Бугуруслан и стало называться Бугурусланским лётным училищем ГВФ.

ПО-2

6го июня 1951 года весь личный состав училища поездом прибыл в Бугуруслан. 6го июня 1951 года перелетели на аэродром «Главный» в г.Бугуруслан все самолёты По-2 из Кривого Рога. С тех пор по настоящее время подготовка летного состава проходит в Бугурусланском лётном училище гражданской авиации.

В 1955 году училище перешло на выпуск пилотов на самолетах Як-12. В 1959 году все самолёты По-2 были списаны, а первоначальная подготовка началась на самолетах Як-18А. В 1957 году построен 2х этажный учебный корпус по ул.Ленинградская, 9

ЯК-12
ЯК-18А

В 1960 году лётный, преподавательский, инженерно-технический состав училища начал осваивать самолет Ан-2, а в 1961 году начались учебные полеты на этом самолете.

В 1961 голу начальником училища назначен Флоринский Сергей Владимирович.

В 1964 году построен 4х этажный учебный корпус на главном аэродроме.

В соответствии с решением Совета Министров СССР от 1 февраля 1965г. № ПП-731 Министр ГА СССР Логинов Евгений Федорович Приказом от 16 февраля 1965 года присвоил Бугурусланскому летному училищу гражданской авиации Имя летчика Героя Советского Союза Петра Федоровича Еромасова.

В 1971 году начальнику училища Флоринскому присвоено Почётное звание «Заслуженный пилот СССР».

В 1973 году для первоначального обучения курсантов внедряется самолет Як-18Т, а выпускным – Ан-2.

ЯК-18T
АН-2

В 1976 системами ОСП оборудуются аэродромы «Бугуруслан-Главный» и «Асекеево».

ЯК-40

В 1976 году училище получило 17 самолетов Як-40 и впервые в истории подготовки лётных кадров в училищах ГА курсанты Бугурусланского летного училища стали осваивать трехдвигательный газотурбинный самолет Як-40.

В 1977 году из училища выпущено 73 вторых пилота на самолётах Як-40.

В 1976м году по состоянию здоровья начальник училища заслуженный пилот СССР Флоринский С.В. уходит на заслуженный отдых.

Начальником училища назначается Рузов Василий Яковлевич, работавший заместителем начальника училища по лётной подготовке.

Начинается строительство нового аэродрома «Бугуруслан-Северный» с искусственной взлётно-посадочной полосой размером 2200м на 45м.

В 1980 году введена в строй новая взлётно-посадочная полоса (ВПП) с искусственным покрытием в районе населенного пункта «Карповка», способная принимать среднемагистральные самолеты (Ту-134, Як-42).

Аэродром оборудуется системами посадки ОСП-65 и СП-50. Полёты на самолетах Як-18Т, Ан-2 и Як-40 в училище выполняются днём и ночью. Строится новый склад ГСМ на 4750 тонн.

В 2002 году обучение на самолетах Як-40 прекращается. Выпускным самолётом остается Ан-2. С 1976 года по 1997й год из училища выпущено 9тыс.400 пилотов, из них 1060 пилотов на Як-40.

В 1982 году начальнику училища Рузову В.Я. Указом Президиума Верховного Совета СССР присваивается Почётное звание «Заслуженный пилот СССР».

С 1976 года по 1994й год в училище построено два общежития для курсантов на 360 мест и на 120 мест, построены и сданы общежитие для постоянного состава на 220 мест, 4 жилых дома на 242 квартиры для личного состава училища.

В 1997 году директором училища назначается Андреев Василий Васильевич.

М-101Т

В 2006м году в учебный процесс вводится самолёт М-101Т с турбовинтовым двигателем, на котором обучение продолжалось до 2012г.

По состоянию на 15 января 2014 года, за весь период существования училища из него подготовлено и выпущено 21 550 пилотов.

8 выпускников училища удостоены высокого звания Героя Социалистического труда:
Никитенко Константин Сергеевич – командир 235 отряда;
Ахметвалеев Леонид Нургалович – командир вертолета Ми-8;
Музыка Владимир Васильевич – командир вертолета Ми-8;
Рябинин Николай Павлович – командир Ил-62;
Щекаев Владимир Александрович – командир Ту-154;
Яковенцев Анатолий Александрович – командир Ан-2;
Бугаев Борис Павлович – дважды Герой – бывший министр гражданской авиации;
Митяшин Михаил Ильич – бывший начальник Якутского управления, а затем начальник Актюбинского высшего летного училища.
А выпускнику 1991 года Новосёлову Евгению Геннадьевичу в 2010 году Президентом России присвоено высокое звание Героя России, который совершил героический поступок в экстримальных условиях при отказе на самолете Ту-154М всего электро и радиооборудования и многих систем, выполнил посадку на заброшенном, не приспособленном для этого самолета аэродроме Ижма в республике Коми и тем самым спас жизнь пассажирам, экипажу и сохранил самолет Ту-154М.

Многие выпускники училища длительное время возглавляли управления гражданской авиации, осваивали и внедряли новую технику, среди них Дарымов Юрий Петрович, работавший начальником Управления учебных заведений Министерства гражданской авиации, Таршин Юрий Петрович, возглавлявший управление сертификации летного состава, Рыжаков Николай Васильевич возглавлявший Коми Управление, а в дальнейшем Главную инспекцию по безопасности полетов Министерства Гражданской авиации, начальник Управления летной службы Министерства Гражданской Авиации СССР, в дальнейшем начальник Управления по надзору (Государственная инспеция) Госавианадзора СССР Шишкин Жорж Константинович, Юркин Юрий Алексеевич, возглавлявший Архангельское управление ГА, а впоследствии работавший Заместителем Министра ГА, заместитель Министра транспорта России Руппель Карл Карлович, Мирошниченко Михаил Михайлович, возглавлявший Главную инспекцию Министерства ГА, Комонов Борис Алексеевич, возглавлявший Приволжское управление ГА, Ласкин Геннадий Павлович, возглавлявший Тюменское управление ГА, Сокольников Владимир Фёдорович, возглавлявший Восточно-Сибирское управление ГА, Осипов Виктор Лаврентьевич, возглавлявший Красноярское управление ГА, Начаров Владимир Александрович, возглавлявший ЦУМВС, Хусаинов Владимир Николаевич, возглавлявший объединенный авиаотряд в г.Казань, Ржевский Виталий Маркович, возглавлявший Ульяновское высшее авиационное училище ГА, Коннов Фёдор Дмитриевич, возглавлявший Кременчугское летное училище ГА, а многие выпускники училища руководили или продолжают руководить авиакомпаниями и авиапредприятиями по настоящее время. Среди них Портников Борис Александрович – генеральный директор ФГУП «Оренбургские авиалинии», Скуратов Сергей Николаевич – генеральный директор ОАО авиакомпании «Уральские авиалинии», руководители авиапредприятий Недоступ В.К., Сайбель В.А., Виндермут А.А., Поляков Н.И., Никифоров Н.А., Тимофеев А.А., Яковлев А.А., Тютин А.А. Трубаев П.В. и многие другие.

Среди выпускников писатель-пилот Хайрюзов Валерий Николаевич, депутат Верховного Совета РСФСР, секретарь Союза писателей России, написавший несколько книг о трудной и романтичной работе летчиков, в том числе о выпускниках Бугурусланцах.

По оценкам председателей Государственных комиссий по выпуску пилотов качество подготовки выпускников-пилотов училища высокое.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2008г. № 109-р Бугурусланское лётное училище ГА присоединено в качестве обособленного структурного подразделения (филиала) к Санкт-Петербургскому госуниверситету и по Приказу Ректора Университета № 717/к от 21 декабря 2009 года стало называться: Бугурусланское летное училище гражданской авиации (колледж) – филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации».

В 2010 году Андреев В.В. с 30 августа 2010 года уходит на заслуженный отдых в связи с достижением предельного возраста для руководителя.

Приказом Ректора Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации № 501/к от 21.09.2010 года директором филиала с 15 сентября 2010 года назначен Степанов Сергей Алексеевич, Заслуженный пилот России, имеющий большой опыт учебно-летной и организаторской работы в Санкт-Петербургском госуниверситете.

Училище готовило пилотов на самолетах По-2, Як-12, Ан-2, Як-40, М-101Т.
В 2010 году в учебный процесс внедрен самолет Cessna-172S, а в 2012 году самолет DA 40 (Diamond).

Cessna 172
DA-40

В училище работают один «Заслуженный пилот Российской Федеоации», один «Заслуженный штурман Российской Федерации», пять почётных работников среднего профессионального образования, 68 Отличников Воздушного транспорта. Коллектив училища понимает стоящие перед ним задачи по подготовке лётных кадров для воздушного транспорта в современных условиях. Всё более совершенствуя методику лётного обучения училище переходит на новые программы летного обучения, а значит на более качественную подготовку пилотов. Самоотверженный труд пилотов, инженеров и техников, преподавателей, обслуживающего персонала – залог высококачественной подготовки специалистов.

Контактная информация

Адрес: 461632, Оренбургская обл., г.Бугуруслан, ул.Аэродромная, 1.
Телефон:+7 (35352) 3-21-12
Факс:+7 (35352) 3-21-04
E-mail:uobluga@mail.ru

Режим работы: Понедельник-Пятница с 9:00 до 17:30, перерыв с 13:00 до 13:30